Геотехническая компания

Укрепление грунтов в основании тоннелей

Строительство тоннелей – это сложный и многогранный процесс, который требует тщательного анализа грунтовых условий. Основание, на котором будут возводиться инфраструктурные сооружения, играет решающую роль в обеспечении их долговечности и безопасности. Однако нередко сталкиваются с проблемой слабых грунтов, которые могут негативно повлиять на стабильность и надежность инженерных сооружений. Для решения этой проблемы инженеры применяют различные методы укрепления слабых грунтов.

Основные проблемы, связанные с грунтами основания тоннелей

Нестабильность грунтов

Плотность и уплотнение грунтов

Плотность грунта играет критическую роль в обеспечении его устойчивости и несущей способности. Низкая плотность может привести к значительным деформациям, особенно в условиях строительства тоннелей, где требуется высокая прочность. Для оценки плотности грунта используются различные методы, такие как кольцевой метод и метод водного вытеснения, которые позволяют определить параметры, необходимые для последующего укрепления.

Уплотнение грунта можно осуществлять различными способами. Вибрационное уплотнение, например, применяется с помощью виброплит и вибротрамбовок, что способствует улучшению плотности песчаных и супесчаных грунтов. Статическое уплотнение, использующее статические катки и плиты, эффективно для глинистых и суглинистых грунтов, в то время как динамическое уплотнение, включающее падение груза или динамические выбросы, может быть использовано для глубоких слоев. Эти методы помогают предотвратить просадки и деформации в процессе строительства.

Водонасыщенность грунтов

Водонасыщенность является важным фактором, влияющим на прочностные характеристики грунтов. Повышенный уровень воды в грунтах может значительно снизить их прочность и вызвать текучесть. Это особенно критично для глинистых и суглинистых грунтов, которые при повышении водонасыщенности могут существенно изменяться, теряя свои несущие способности.

Для контроля уровня грунтовых вод применяются различные методы. Дренажные системы, включая горизонтальные и вертикальные дренажи, помогают управлять уровнем воды, предотвращая ее избыточное накопление. Барьерные системы и водоотталкивающие мембраны также используются для предотвращения проникновения воды в зону строительства. Системы принудительного осушения, такие как осушительные насосы, применяются в случаях, когда требуется активное удаление воды из грунта.

Геологические особенности

Типы грунтов и их влияние на строительство тоннелей

Геологические особенности участка, где планируется строительство тоннеля, значительно влияют на выбор методов укрепления. Песчаные грунты, обладая хорошей дренажной способностью и высокой проницаемостью, меньше подвержены риску подтопления, однако могут страдать от эрозии и оседания. Для таких грунтов часто применяются инъекционные методы, такие как цементные и полимерные инъекции, которые помогают улучшить прочностные характеристики и уменьшить подвижность.

В отличие от песчаных, глинистые и суглинистые грунты обладают низкой проницаемостью и высокой водоудерживающей способностью, что делает их склонными к набуханию при повышении влажности и к усадке при высыхании. Это может привести к значительным деформациям. Для стабилизации таких грунтов применяются химические стабилизаторы, такие как кальцинированные и негашеные извести, а также полимерные добавки, которые уменьшают водоудерживающую способность и повышают прочность.

Легкие и сложные грунты

Легкие грунты, такие как песчаные и супесчаные, обычно требуют менее сложных мер по укреплению, однако уплотнение может быть необходимо для повышения прочности и уменьшения деформаций. Сложные грунты, такие как глины и суглинки, требуют более детального анализа и применения сложных методов укрепления, таких как инъекционные технологии и системы осушения, чтобы обеспечить стабильность конструкции.

Влияние внешних факторов

Изменения температуры

Температура оказывает значительное влияние на стабильность грунтов. Колебания температуры могут приводить к термическому расширению и сжатию, что может вызывать дополнительные деформации. Эти изменения особенно актуальны в холодных регионах, где замерзание и оттаивание могут значительно повлиять на грунт. Для управления термическими колебаниями применяются теплоизоляционные материалы и системы контроля температуры, которые помогают уменьшить влияние этих изменений на грунт.

Вибрации и динамические нагрузки

Вибрации от транспортных средств и строительных машин могут вызывать дополнительные оседания и деформации грунта. Для минимизации влияния вибраций применяются виброзащитные конструкции, такие как амортизаторы и виброизоляторы, которые помогают снизить воздействие динамических нагрузок на грунт и сохранить его стабильность.

Воздействие на окружающую среду

Изменения в структуре грунта и уровне воды могут приводить к эрозии и оседанию, что требует дополнительных мер по защите. Для предотвращения эрозии и укрепления склонов применяются геосинтетики, такие как геотекстили и геомембраны, которые помогают защитить грунт от эрозии и поддерживать его стабильность.

Эти проблемы подчеркивают необходимость комплексного подхода к проектированию и строительству тоннелей, включая тщательный анализ геологических условий, контроль водонасыщенности и температурных колебаний, а также применение современных методов укрепления и защиты.

Методы укрепления слабых грунтов в основании тоннеля:

  • Использование геосинтетических материалов, таких как геотекстиль, геосети и геомембраны, для улучшения прочности и устойчивости грунтов.
  • Замена слабых грунтов на более прочные материалы, такие как цемент, песчано-гравийная смесь или специализированные грунтовые смеси.
  • Установка дренажных систем для улучшения дренирования слабых грунтов и снижения влажности.
  • Использование технологии струйной цементации для укрепления грунтов путем уплотнения и повышения их прочности. Грунтовые свайные системы также могут быть применены для распределения нагрузок.

Укрепление слабых грунтов в основании тоннеля с помощью струйной цементации

Описание метода

Струйная цементация представляет собой метод укрепления грунтов, при котором цементный раствор под высоким давлением инъецируется в грунт для улучшения его прочностных характеристик. Процесс включает бурение скважин, в которые подается цементный раствор, заполняющий поры и трещины в грунте, что приводит к его затвердеванию и улучшению несущей способности.

Процесс и технологии

  • Подготовка: На начальном этапе проводятся геологические исследования для определения характеристик грунта и выбора оптимальных параметров для цементации. Также определяются точки бурения скважин.
  • Бурение скважин: В соответствии с проектом бурятся вертикальные или наклонные скважины в зону, требующую укрепления. Глубина и диаметр скважин зависят от типа грунта и необходимых характеристик укрепления.
  • Инъекция цементного раствора: В скважины под высоким давлением вводится цементный раствор. Этот раствор проникает в поры и трещины грунта, улучшая его прочностные характеристики и уменьшая водопроницаемость.
  • Контроль качества: После инъекции проводится контроль за качеством и полнотой цементации, включая проверку прочности и однородности укрепленного грунта с помощью геофизических и лабораторных методов.

Преимущества и недостатки

Преимущества:

  • Повышение прочности и стабильности грунтов.
  • Снижение водопроницаемости, что уменьшает риск подтопления.
  • Возможность укрепления сложных и труднодоступных грунтов.

Недостатки:

  • Высокая стоимость оборудования и материалов.
  • Возможные проблемы с контролем качества и равномерностью укрепления в сложных геологических условиях.
  • Ограниченная эффективность в сильно насыщенных водой и сильно пористых грунтах.

Укрепление слабых грунтов в основании тоннеля с помощью грунтовых анкеров

Описание метода

Грунтовые анкеры (или грунтовые штанги) представляют собой метод стабилизации грунтов, при котором в грунт устанавливаются анкеры, закрепленные на глубине с целью повышения прочности и предотвращения деформаций. Этот метод широко применяется для поддержания откосов, скальных массивов и других конструкций, в том числе в тоннелях.

Процесс и технологии

  • Проектирование и подготовка: Перед началом работ проводится исследование грунта для определения необходимой длины и размещения анкеров. Проектируется схема анкеровки, которая может включать одиночные или групповые анкеры.
  • Бурение скважин: В соответствии с проектом бурятся вертикальные или наклонные скважины, в которые затем будут устанавливаться анкеры. Глубина скважин определяется в зависимости от необходимой прочности и типа грунта.
  • Установка анкеров: В скважины помещаются стальные анкеры, которые затем закрепляются с помощью инъекционного раствора (например, цементного раствора) или смол. Анкеры могут быть выполнены в виде стальных прутьев или кабелей, которые при затвердевании создают дополнительное сцепление с грунтом.
  • Настройка натяжения: После установки анкеров проводится их натяжение для достижения необходимого уровня прочности. Это позволяет обеспечить дополнительную стабилизацию грунта и предотвратить деформации.
  • Контроль и мониторинг: После установки и натяжения анкеров проводится контроль за их работой и состоянием. Используются различные методы, включая измерение деформаций и нагрузки, для оценки эффективности анкеров.

Преимущества и недостатки

Преимущества:

  • Эффективное предотвращение деформаций и обрушений.
  • Высокая прочность и надежность, особенно в сложных геологических условиях.
  • Возможность применения в сочетании с другими методами укрепления.

Недостатки:

  • Необходимость в сложном проектировании и тщательном контроле за качеством выполнения работ.
  • Высокая стоимость установки и материалов.
  • Ограниченная возможность применения в очень мелких и слабых грунтах.

Оба метода, струйная цементация и грунтовые анкеры, имеют свои особенности и могут применяться в зависимости от геологических условий, требуемых характеристик укрепления и экономических факторов. Важно учитывать преимущества и ограничения каждого метода при выборе оптимального решения для конкретного проекта строительства тоннеля.

Техническое и коммерческое предложение (стоимость Jet)

Наша компания имеет большой опыт в укреплении грунтов по технологии струйной цементации. Для каждой задачи мы подбираем оптимальные технологические параметры. В случае необходимости помогаем проходить согласование и экспертизу проекта.

Стоимость устройства грунтоцементных свай зависит от многих факторов. Например, при производстве работ в стеснённых условиях внутри зданий цена грунтоцементных свай будет выше, чем при выполнении работ большой производительной буровой. Стоимость струйной цементации также очень сильно зависит от расхода цемента. Чем выше расход цемента, тем выше стоимость (кроме увеличения затрат на материалы, ещё увеличивается время нагнетания цемента в грунт).

В зависимости от задачи и количества исходных данных расчёт стоимости грунтоцементных свай, подготовка коммерческого и технического предложения осуществляется от 1 до 5 дней.

Наше портфолио

Устройство шпунта из труб с грунтовыми анкерами для многофункционального жилого комплекса.

Усиление фундаментов сваями Titan, манжетной цементацией и цементация трещин зданий по адресу: Москва, Камергерский пер. (за государственной думой)

Устройство буровых свай по технологии CFA д.600 мм внутри здания при его реконструкции Адрес: Москва, ул. Макаренко

Цементация трещиноватых известняков в основании буронабивных свай для многофункционального комплека ALCON III по адресу: Москва, Ленинградский проспект, 34

Проектирование

Проектирование

Проектирование

Проектирование

Проектирование

Проектирование

Ограждение котлована глубиной 20 м

5 ярусов грунтовых анкеров

Укрепление грунтов при проходке тоннелей

Вывешивание исторического здания на сваях для устройства котлована внутри здания

Ограждение котлована в центре Москвы

Ограждение котлована из БНС с анкерным креплением

Устройство Jet свай с жб сердечником на откосе

Распорная система из труб

Укрепление грунтов в основании дорог

Ограждение котлована из Jet свай с анкерами

Анкерная свая MiniJet

Грунтовые анкера Атлант

Укрепление грунтов цементацией в основании жилого дома

Укрепление грунтов на аэродроме

Укрепление грунтов рядом со взлетной полосой для проходки тоннеля

Укрепление грунтов в промышленном строительстве

Укрепление фундаментов при реконструкции аэропорта

Укрепление грунтoв методом струйнoй цементaции

Если у Вас остались вопросы, то напишите нам

Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности.