Автор статьи: Павел Малинин
Дата написания статьи: 11.04.2024
Время на прочтение: 5 минут
Содержание
Многие автодороги находятся в неудовлетворительном состоянии несмотря на то, что считаются важнейшим инфраструктурным элементом. Для комфорта и безопасности дорожного движения необходимо тщательно следить не только за основным полотном, но и за краевой частью. Укрепление обочин автомобильных дорог служит одним из основных мероприятий для предупреждения аварий и повышения эффективности пользования полосой движения.
Укрепление обочин дороги — это комплекс инженерно-строительных мероприятий, направленных на предотвращение обрушения, оползней и деформаций обочины, прилегающей к автомобильной или другой транспортной дороге. Основная цель таких работ состоит в обеспечении устойчивости и безопасности дорожного покрытия, а также защите прилегающих территорий от воздействия негативных природных явлений, таких как дожди, таяние снега или изменения уровня грунтовых вод. Технологии укрепления могут включать использование геосеток, устройство дренажных систем, армирование грунта, строительство опорных стен или установку барьерных конструкций для защиты от оползней и подмыва грунта.
Основные причины плохого состояния автодорог – это недостаточные меры по их содержанию, превышение нагрузок на проезжую часть сверх нормативов, остановки грузового транспорта на участках, не подготовленных для этой цели. Укрепление обочины дороги и создание специальных краевых и остановочных полос помогает серьезно уменьшить количество ДТП, ведь до 20% случаев связаны именно с указанными проблемами.
Повышение прочности обочин направлено на увеличение твердости, плотности грунта. Обычно оно выполняется в ходе возведения новых трасс, реконструкции, модернизации или перестраивания старых. Такие действия положительно влияют на ход автомобильного движения и дают:
Кроме краевых полос, часто выполняется укрепление земляных откосов, что замедляет их размывание грунтовыми водами, снижает риск обвалов, оползней.
Укрепление грунта на обочинах проводится под руководством опытных инженеров. Этот процесс строго регламентируется действующими нормативами. Согласно документации, есть три вида обочин:
Конструкция для укрепления грунта подбирается в зависимости от расчетных данных по напряженности движения, климатическим особенностям, а также обусловлена наличием материалов и техники для их укладки. Применяются нежесткие и комбинированные конструкции: оба вида обязаны предотвратить деформацию грунта на обочине и обеспечить комфортный заезд автотранспорта. При пагубном влиянии на грунт поверхностных вод дополнительно потребуются действия по гидрозащите территории.
Первым делом приступают к повышению прочности участков автодорог с самым интенсивным движением, где остановки транспорта происходят чаще. Также обязательно производят укрепление грунта в таких зонах:
По прочности и коэффициенту сцепления краевая полоса должна соответствовать самому дорожному полотну. Общая ширина обочины может сокращаться при расширении трассы, но ее минимальный размер составляет 1 м. При проведении уширения полосы прочность грунта также должна соответствовать нормативам.
Для укрепления грунта применяются разные материалы, помогающие сделать обочину прочной и устойчивой к нагрузкам. При их подборе следуют правилу: при прохождении автодороги через сельхозугодья, населенные пункты строго исключают токсичные свойства и способность материалов к пылению. Чаще всего работы проводят в весенний период или осенью. Для засыпки нередко используют щебень слоем толщиной 0,1 м (фракция до 70 мм). Эффективным считается распределение щебня грейдером с проливом водой. Также применяются другие материалы:
Для уплотнения грунта должна применяться специализированная техника – экскаваторы, бульдозеры, автогрейдеры. Спецтехника позволяет эффективно расширять участки, вести раскопку и извлечение почвы, разравнивать территорию до получения плоской поверхности или создания нужного уклона. Для повышения плотности грунта нередко используются виброплиты, а для нанесения асфальтового слоя – асфальтоукладчики и катки.
Все работы должны быть безопасными согласно нормам, прописанным в инструкциях и СНиПах. Дорожное движение организуется в объезд ремонтируемого участка. Для повышения качества нового покрытия все действия проводятся при отсутствии осадков, по возможности, в теплое время года.
Выбор метода укрепления обочин зависит от нескольких факторов, включая тип грунта, климатические условия, нагрузку на дорогу и требования проекта. Например, в зонах с высоким уровнем водоносности или на крутых склонах могут потребоваться более прочные и стабильные конструкции.
В завершение работ выполняют конструирование дренажной системы для профилактики размыва почвы. Поверхность обочины покрывают асфальтом, бетоном или аналогичными материалами. Укрепление обочин трасс – сложный и ответственный инженерный процесс, который можно поручить лишь профильным специалистам, следующим нормативной документации.
Смотрите также другие наши статьи: