Геотехническая компания

Укрепление обочин дороги

Автор статьи: Павел Малинин
Дата написания статьи: 11.04.2024
Время на прочтение: 5 минут

Содержание

Многие автодороги находятся в неудовлетворительном состоянии несмотря на то, что считаются важнейшим инфраструктурным элементом. Для комфорта и безопасности дорожного движения необходимо тщательно следить не только за основным полотном, но и за краевой частью. Укрепление обочин автомобильных дорог служит одним из основных мероприятий для предупреждения аварий и повышения эффективности пользования полосой движения.

Укрепление обочин дороги — это комплекс инженерно-строительных мероприятий, направленных на предотвращение обрушения, оползней и деформаций обочины, прилегающей к автомобильной или другой транспортной дороге. Основная цель таких работ состоит в обеспечении устойчивости и безопасности дорожного покрытия, а также защите прилегающих территорий от воздействия негативных природных явлений, таких как дожди, таяние снега или изменения уровня грунтовых вод. Технологии укрепления могут включать использование геосеток, устройство дренажных систем, армирование грунта, строительство опорных стен или установку барьерных конструкций для защиты от оползней и подмыва грунта.

Зачем нужно укрепление обочин автомобильных дорог

Основные причины плохого состояния автодорог – это недостаточные меры по их содержанию, превышение нагрузок на проезжую часть сверх нормативов, остановки грузового транспорта на участках, не подготовленных для этой цели. Укрепление обочины дороги и создание специальных краевых и остановочных полос помогает серьезно уменьшить количество ДТП, ведь до 20% случаев связаны именно с указанными проблемами.

Повышение прочности обочин направлено на увеличение твердости, плотности грунта. Обычно оно выполняется в ходе возведения новых трасс, реконструкции, модернизации или перестраивания старых. Такие действия положительно влияют на ход автомобильного движения и дают:

Важность укрепления обочин дороги
Рисунок 1. Важность укрепления обочин дороги

Кроме краевых полос, часто выполняется укрепление земляных откосов, что замедляет их размывание грунтовыми водами, снижает риск обвалов, оползней.

Виды обочин и особенности их укрепления

Укрепление грунта на обочинах проводится под руководством опытных инженеров. Этот процесс строго регламентируется действующими нормативами. Согласно документации, есть три вида обочин:

Конструкция для укрепления грунта подбирается в зависимости от расчетных данных по напряженности движения, климатическим особенностям, а также обусловлена наличием материалов и техники для их укладки. Применяются нежесткие и комбинированные конструкции: оба вида обязаны предотвратить деформацию грунта на обочине и обеспечить комфортный заезд автотранспорта. При пагубном влиянии на грунт поверхностных вод дополнительно потребуются действия по гидрозащите территории.

Правила укрепления обочин

Первым делом приступают к повышению прочности участков автодорог с самым интенсивным движением, где остановки транспорта происходят чаще. Также обязательно производят укрепление грунта в таких зонах:

  • перекрестки, места примыкания дорог;
  • населенные пункты;
  • с опасными условиями, сниженной видимостью;
  • с неблагоприятными гидрологическими данными;
  • со значительным уклоном откосов.

По прочности и коэффициенту сцепления краевая полоса должна соответствовать самому дорожному полотну. Общая ширина обочины может сокращаться при расширении трассы, но ее минимальный размер составляет 1 м. При проведении уширения полосы прочность грунта также должна соответствовать нормативам.

Участок дороги с интенсивным трафиком
Рисунок 2. Участок дороги с интенсивным трафиком

Материалы для проведения работ

Для укрепления грунта применяются разные материалы, помогающие сделать обочину прочной и устойчивой к нагрузкам. При их подборе следуют правилу: при прохождении автодороги через сельхозугодья, населенные пункты строго исключают токсичные свойства и способность материалов к пылению. Чаще всего работы проводят в весенний период или осенью. Для засыпки нередко используют щебень слоем толщиной 0,1 м (фракция до 70 мм). Эффективным считается распределение щебня грейдером с проливом водой. Также применяются другие материалы:

Требования к работам по укреплению обочины дороги

Для уплотнения грунта должна применяться специализированная техника – экскаваторы, бульдозеры, автогрейдеры. Спецтехника позволяет эффективно расширять участки, вести раскопку и извлечение почвы, разравнивать территорию до получения плоской поверхности или создания нужного уклона. Для повышения плотности грунта нередко используются виброплиты, а для нанесения асфальтового слоя – асфальтоукладчики и катки.

Все работы должны быть безопасными согласно нормам, прописанным в инструкциях и СНиПах. Дорожное движение организуется в объезд ремонтируемого участка. Для повышения качества нового покрытия все действия проводятся при отсутствии осадков, по возможности, в теплое время года.

Распределение щебня грейдером
Рисунок 3. Распределение щебня грейдером

Ход работ по укреплению обочин автодорог

Выбор метода укрепления обочин зависит от нескольких факторов, включая тип грунта, климатические условия, нагрузку на дорогу и требования проекта. Например, в зонах с высоким уровнем водоносности или на крутых склонах могут потребоваться более прочные и стабильные конструкции.

Этапы укрепления обочин:

  1. Перед началом работ необходимо провести тщательное исследование грунта и местных условий. Это поможет определить тип грунта, его устойчивость и потенциальные угрозы для обочины;
  2. Далее удаляется нестабильный грунт и поверхность подготавливается для укрепления;
  3. Устанавливаются поддерживающие структуры, которые играют ключевую роль в предотвращении оползней, обеспечении стабильности и увеличении прочности обочины. Типы поддерживающих структур:
    • Геосетки представляют собой сетчатые материалы, обычно изготовленные из полимеров, которые укладываются на поверхности обочины. Эти материалы обладают высокой прочностью и способны удерживать грунт, предотвращая его смыв и эрозию. Геосетки также способствуют росту растительности, что дополнительно укрепляет грунт.
    • Габионы представляют собой железные сетки или корзины, заполненные камнями или другими пористыми материалами. Они устанавливаются на обочине и служат как устойчивые стенки, предотвращая смыв грунта и обеспечивая дренаж. Габионы также могут быть использованы для создания подпорных стен и укрепления крутых склонов.
    • Грунтовые анкеры — это конструкции, которые используются для укрепления обочины путем привязки ее к более глубоким и устойчивым слоям грунта или породы. Они обычно состоят из стальных стержней или кабелей, которые закладываются в грунт под углом и фиксируются специальными анкерными плитами. Грунтовые анкеры обеспечивают высокую устойчивость обочины и препятствуют ее оползаниям.
    • В некоторых случаях может потребоваться строительство бетонных или каменных подпорных стен для укрепления обочины, особенно на крутых склонах или в зонах с высоким риском оползней. Эти структуры обеспечивают надежную опору и защиту от эрозии, сохраняя стабильность обочины.
    • Укрепление откоса автодороги
      Рисунок 4. Укрепление откоса автодороги
  4. После установки поддерживающих структур производится нанесение нового слоя грунта или других материалов для расширения обочины. Это позволяет увеличить ширину обочины и улучшить ее устойчивость.
  5. Завершающим этапом является уплотнение нового слоя грунта или другого материала с последующей фиксацией конструкции. Это обеспечивает долговечность и надежность укрепления обочины в течение длительного времени.

В завершение работ выполняют конструирование дренажной системы для профилактики размыва почвы. Поверхность обочины покрывают асфальтом, бетоном или аналогичными материалами. Укрепление обочин трасс – сложный и ответственный инженерный процесс, который можно поручить лишь профильным специалистам, следующим нормативной документации.

Смотрите также другие наши статьи: